Откуда появился белый цвет свадебного платья

Свадебное платье традиционно ассоциируется с белым нарядом. Когда заходит речь о невесте, мы сразу представляем пышное нежно-белое платье… Уже давно не редкость, что невесты предпочитают совершенно другой цвет при выборе своего единственного свадебного платья, но всё же нежно-белый цвет навсегда остается главным, первым, основным и лидером среди всех остальных цветов…

Но так было не всегда…

В ХVI-ХVII веках надеть белое подвенечное платье могла лишь только «невеста Христова», то есть уходившая в монастырь девушка, чтобы посвятить себя служению Богу. Или очень смелая девушка, или просто… сумасшедшая. Обычно же невесты шли под венец в красивых платьях розового или голубого цвета. Темные тона для подвенечного платья также считались непригодными. Лишь на юге Франции если невеста боялась докучливости свекрови, то могла сшить подвенечный наряд фиолетового цвета, а, к примеру, если хотела, чтобы муж до конца дней сходил с ума от страсти к ней, то надевала бордовое платье. А ирландские невесты шли под венец только в зеленом наряде и чепце с зелеными длинными лентами, ибо самым счастливым в этой стране считался зеленый цвет в одежде.

А что же на Руси-матушке? Русские наряды для свадебной церемонии были с преобладанием оранжевого цвета или же красного. Скорей всего это были отголоски язычества и древней культуры. Несмотря на то, что по старым поверьям нежно-белый цвет всегда и везде олицетворял непорочность, а именно «девица на выданье» и должна была быть таковой, для подвенечного платья выбирали всё же красные цвета или другие оттенки красного. Например, сельские невесты до середины прошлого века надевали на свадьбы буквально национальные костюмы — сарафаны и блузы. «Не шей мне ты, матушка, сарафан красный», — поется в одной русской песне. То есть подвенечное свадебное платье состояло из парчового сарафана, цветных башмаков (голубых или красных).

Но вернемся к белоснежным свадебным нарядам. Откуда появилась эта замечательная традиция, и почему же все-таки так резко поменялся цвет подвенечного платья, тем более что это произошло не в отдельно взятой стране, а абсолютно по всему миру.

Моду на светлые платья — кремовые, слоновой кости, но еще не совсем белые — принесла с собой эпоха Неоклассицизма. В результате долгих раскопок в Геркулануме и Помпеях достоянием общественности стало множество образцов римского искусства – красивая скульптура из светлого, почти белого мрамора. Это оказало очень сильное влияние на моду вообще и на цвет подвенечных платьев в частности. Стали популярными платья мраморного цвета, постепенно подводящие нас к цветам белых платьев.

Существует пара более-менее правдоподобных версий настоящего происхождения выбора традиции белого цвета для свадебного платья.

Версия первая. Примерно в середине XVII века сама великая королева Виктория одела на свадьбу, свадебное платье нежно-белого цвета. И, естественно, все стали за ней повторять.

Версия вторая. Немого раньше, моду на нежно-белые подвенечные платья ввела Анна Австрийская. Ее платье было просто настолько прекрасно, что высшее женское общество всей Франции стало сразу подражать красавице Анне. Немного позднее эта мода перешла в страны: Англию, Испанию и Португалию.

Иная ситуация у восточных красавиц. Там ведь белый цвет считается цветом скорби, траурным. Поэтому молодые никогда не надевают на свадьбу ничего белого. Их костюмы всегда выдержаны в красной или желто-золотистой гамме, как в Китае и Индии; юные японки надевают голубые, темно-синие платья или синие кимоно, мечтая, чтобы выбранный ими цвет совпал с цветом одежды жениха. Такое совпадение сулило благополучный брак молодым. А так как видеть кимоно невесты до свадьбы совершенно не полагалось, родственники жениха иногда подкупали будущих родственников, дабы выведать цвет кимоно подвенечной.

1719
Добавить комментарий