Дамские штучки: брошка

Брошка — не совсем дамская штучка. Изначально это была обыкновенная застежка — как на женской одежде, так и на мужской. Шли века, брошь претерпевала изменения, иногда бросаясь в крайности – значки пионеров, октябрят, вождей, городов и т.д. – это ее разновидности. А кому из нас мама не прикалывала зимой на вязаную шапочку брошку с бантиками, ягодками или котятами? Но мы о ней вспомним, как о произведении ювелирного искусства.

Около пяти тысяч лет назад фибула солировала в качестве застежек для одежды – это настоящая прабабушка современной брошки. Она состояла из дужки, иглы или желобка, корпуса, предохраняющего от расстегивания и царапин, и пружина, которой крепилась игла к корпусу фибулы. Фибулы различались по форме в зависимости от места, где производились: венгерские, скандинавские, италийские, греческие.

По рисунку на поверхности можно судить не только об эстетическом вкусе владельца, но и, к примеру, о его убеждениях в религии. А достаток определялся просто невооруженным глазом. Греки и римляне без фибул не могли выйти на улицу – ведь их одежда, представляющая собой обычный кусок ткани, и держалась только ими! Простолюдины довольствовались бронзовыми застежками, а знать носила фибулы украшенные камнями из драгоценных металлов. Шотландские кельты скрепляли ими свои накидки и, порой, фибула была единственным их достоянием. Стоимость фибулы покрывала расходы на похороны погибших в бою воинов, не оставивших после себя никакого имущества.

Прошло еще несколько веков, и уже потом родился дедушка нашей брошки – аграф. Нарядная красивая застежка с изображением символов, цветов, любовных надписей и девизов. Аграф стал традиционным подарком для возлюбленной дамы. В эпоху Возрождения аграфы и застежки ушли, уступив свое первенство подвескам, и в 17 веке появилась брошь – она использовалась для скрепления многочисленных драпировок и складочек дамских платьев. Моду на броши завела мадам де Савиньи, придворная дама Людовика ХIII. Помните историю с подвесками королевы Анны Австрийской? Это как раз и была брошь де Савиньи: верхняя часть в виде банта, к которой крепились подвески, коих в королевском варианте было двенадцать!

Королевская брошка … Королевы Виктория и Елизавета, Мария Кенсингтонская и Мария Федоровна – ах, какие дамские штучки им не были чужды. Может Первая дама слыть первой модницей? Даже у принца Альберта была брошка, видимо для галстука?

Ювелирный мир во второй половине XIX века наполнился жужжанием, появился ювелирный инсектарий! Паучки, стрекозы, пчелки, жучки, бабочки – разлетелись по ювелирным домам и перевернули историю броши.

Мастера подошли к делу со всей серьезностью. Они заказывали у энтомологов альбомы с изображениями насекомых! 18-ый Золотой век сменился серебряным 19 -м веком и зазвучали русские имена. Уральские хризолиты, гранаты, александриты, гравировки и эмали, дополненные мастерством отечественных ювелиров, становились произведениями высокого уровня и тонкого вкуса. Броши того времени из полудрагоценных камней или украшенные бриллиантами и жемчугом до сих пор можно найти в антикварных магазинах.

И вот наше время

С началом ХХ века пришел новый стиль — art nouveau, модерн. Кроме растительных мотивов появились абстракции. Зазвучали такие имена: Тиффани и Лалик. Лалик Рене работал сразу в нескольких ювелирных домах — Cartier, Boucheron, Aucoc. Мода 30-х годов прошлого века диктовала носить брошь на воротнике или закалывать свободную блузу ниже пояса. Свои броши стали выпускать и модные дома. Начался массовый выпуск этих украшений. С развитием материалов и новых технологий ювелиры начали совмещать несовместимое — дерево и драгоценные камни, благородные металлы и каучук. Броши стали разговаривать – язык их был разнообразен, символичен, даже ироничен.

Традиционные представления о броши, применении, ее форме и материале развеялись. Привычные застежки или броши-булавки дополнились брошками для головных уборов и сумок, брошами-значками, брошками для браслетов и бус, даже обувь можно украсить абстрактной или, наоборот, изящной брошкой.

1923
Добавить комментарий