Эдвард де Боно и его 6 шляп мышления

В Британии есть такой психолог, как Эдвард де Боно. Его имя является довольно известным, так как в свое время он придумал успешную технику принятия решений, которая получила название «6 шляп мышления». По роду своей деятельности, де Боно исследует принципы восприятия человеком потока информации и его способности усваивать и перерабатывать ее.

В ходе работы, он понял, что в этом процессе есть много факторов, которые мешают нам адекватно оценивать те или иные факты. Так, например, когда мы узнаем что-либо новое для себя, мы можем оценить его исходя из общепринятого мнения, кроме того, мы можем вообще не заметить его, если будем в плохом настроении. И, не стоит забывать о таком немаловажном факторе, как характер и темперамент. Ведь каждый из нас отличается в этом плане, кто-то оптимист, а кто-то пессимист и потому мы способны одни и те же вещи воспринимать по-разному.

Вот примерно из таких соображений и родилась идея о том, чтобы использовать «6 шляп мышления». Посмотрим, что же это такое.

Суть метода

Де Боно предлагает нам попробовать рассмотреть то или иное предложение, надев поочередно каждую из его шести шляп. Они, конечно, метафорические, но это значит, что тем легче их представить у себя на голове. Итак, у нас есть:

belaya shlyapaБелая шляпа – она принимает в расчет только явные факты и цифры. То есть, надев ее человек должен сконцентрировать все свое внимание лишь на фактических данных, которыми он располагает. Кроме того, тут еще можно подумать о том, что, возможно, каких-то данных недостает и поразмыслить, где же они могли затеряться.

Красная шляпа – отвечает за все наши эмоции, которые мы ощущаем, услышав то или krasnaya shlyapaиное предложение. Когда человеку предлагают поступить каким-то образом или согласиться на какую-то сделку, он всегда что-то при этом ощущает. Возможно, это негатив, страх, неуверенность или, наоборот, радость, счастье и прилив сил. Все это можно озвучить, лишь надев шляпу данного цвета. Кроме того, здесь можно добавить несколько слов о том, что подсказывает вам ваша интуиция.

zheltaya shlyapaЖелтая шляпа – призвана нести с собой позитив и оптимизм. Тот, кто ее примеряет, должен найти у рассматриваемого предложения лишь позитивные стороны. А, возможно, и предсказать, что хорошего способно принести это дело впоследствии. Самое интересное тут то, что иногда мы сталкиваемся с вещами, которые с первого взгляда кажутся нам абсолютно плохими и не сулящими ничего хорошего. Вот в этом случае стоит как можно быстрее надеть желтую шляпу и усиленно поискать хоть несколько плюсов, они всегда есть, просто поначалу их трудно разглядеть.

Зеленая шляпа – олицетворяет собой креатив и творческий потенциал. Тот, кому она zelenaya shlyapaдостанется должен продемонстрировать все свои креативные способности и предложить самое необычное или очень неожиданное решение проблемы. Она разрешает искать альтернативные пути решения проблемы, идти на компромисс и придумывать полностью новые решения.

chernaya shlyapaЧерная шляпа – это критика и пессимистический взгляд на проблему. Пожалуй, с ней знакомы все. Она дает человеку право высказаться, почему данное решение является неправильным и что в нем есть плохого. Все это он должен аргументировать и обосновать с помощью фактов о том, какие риски представляет собой такое предложение.

Синяя шляпа – предназначена для того, кто будет принимать ответственные решения.sinyya shlyapa То есть в самом начале она используется для того, чтобы четко определить проблему, а потом она нужна вновь, только уже для того, чтобы подвести итоги и вынести конечное решение.

Особенности применения метода

Как видно, данный метод может быть применен по-разному. Во-первых, он пригоден для индивидуального использования. В этом случае человек должен попытаться сам рассмотреть проблему со всех сторон и найти самые лучшие пути ее решения. Главное помнить, ему необходимо поработать с каждой шляпой отдельно и никогда не надевать две сразу, потому что в таком случае эмоции опять не позволят принять объективное решение.

Во-вторых, 6 шляп мышления идеально подходят для коллективного мышления. Конечно, в данном случае становится ясно, что людей для начала необходимо ознакомить с самой техникой и настроить на такой лад, чтобы они действительно согласились в этом участвовать.

Тут тоже есть свои особенности работы. Для начала, синюю шляпу стоит отдать руководителю, так как он будет контролировать ход совещания и записывать каждое мнение. А все остальные шляпы можно либо распределить между всеми участниками, любо поочередно надевать на голову каждого. Но здесь стоит помнить об еще одном психологическом приеме – не давайте зеленую шляпу самому креативному из вас и, наоборот, черную шляпу уберите подальше от самого заядлого критика. Самое верное решение – дать пессимисту возможность побыть немного оптимистом в желтой шляпе, а тому, кто постоянно витает в облаках разрешить примерить белую шляпу и увидеть перед собой реальные факты.

metod-6-shliap

Когда человеку приходится вдруг поработать в неизвестном для себя амплуа, он получает редчайшую возможность раскрыть свой потенциал и научится смотреть на мир не только своим однобоким взглядом, а сразу с нескольких точек зрения.

Теперь становится ясным, почему данный метод заслужил уважение. В нем нет никаких сложностей. Все предельно ясно и просто. Да и затея со шляпами – одно из самых верных решений психолога. Ведь надевая их, мы прячемся за импровизированной маской и частично чувствуем себя свободными из-за того, что имеем право поступать не так, как должны или привыкли, а так как диктует нам правила наше прикрытие (в данном случае шляпа). Поэтому, когда вы в следующий раз столкнетесь с трудным решением, попробуйте применить на практике теорию де Боно и вы будете приятно удивлены, узнав, как много вы раньше упускали из виду.

4108
Добавить комментарий