Зачем нам метод мозгового штурма?

В последнее время довольно часто можно услышать, что начальники той или иной организации предпочитают использовать метод мозгового штурма, который позволяет им найти решение возникшей проблемы или новой задачи. И они правы, ведь эта техника действительно направлена на то, чтобы собрать как можно больше идей, причем за самое короткое время.

Суть мозгового штурмаmozgovoy shturm v kollektive

Мозговой штурм – это своеобразное собеседование среди работников фирмы, во время которого каждый участник предлагает свои варианты решения вопроса.

При этом важно соблюдать несколько простых правил. Для начала руководитель рассказывает о теме дискуссии и просит всех присутствующих через 5 минут обсуждения высказать несколько соображений по этому поводу.

Но, главной особенностью брейнсторминга есть то, что тут приветствуются не только рациональные идеи, которые тут же необходимо рассмотреть со всех сторон, но и просто глупые (с первого взгляда) мысли. Поэтому самое основное правило мозгового штурма – не критиковать ничего.

Первый этап – это генерация решений без зацикливания на чем-либо одном. Их не рассматривают, не обсуждают и не высказывают доводы за и против. Главное – количество, а качество будет оцениваться потом.

Бывает так, что собранные в одной комнате люди не могут или боятся открыто высказывать свои мысли, боясь осуждения. А поэтому начальник должен не только командовать и задавать вопросы, но и самостоятельно предлагать какие-то бредовые идеи, чтобы настроить всех присутствующих на соответствующий шутливый лад.

Также важно, чтобы все приглашенные были примерно на одном уровне. То есть если среди них будет лидер или, скажем, руководитель отдела, то все начнут прислушиваться к нему и станут предлагать что-то схожее с его идеями. В случае если добиться такого невозможно, тогда нужно сделать так, чтобы начальник максимально сблизился со своими подчиненными и постарался не выделяться на их фоне.

Как только все войдут в раж, они тут же начнут высказывать одно предложение за другим. Штурм считается удачным, если за полчаса удается записать примерно 50-60 разных идей. Согласитесь, что один или два человека вряд ли на такое способны, а потому плюсы данного метода на лицо.

Следующий этап – оценка и выбор самого лучшего. Тут специалисты советуют обратиться к помощи тех, кто не принимал участие в первом этапе для того, чтобы среди оценивающих не оказалось заинтересованных сторон.

Уникальная возможность, которую предоставляет мозговой штурм – из всех предложенных идей выбрать самые рациональные и необычные, а кроме того – совместить их вместе и еще раз создать что-то новое. Вот так, собственно, мы и получаем довольно неординарные услуги, которые одновременно кажутся вполне разумными, но в то же время, совершенно неожиданные.

В теории все выглядит хорошо, но вот на практике иногда выходит, что мозговой штурм как такой не удается. Люди либо не могут ничего придумать, либо просто не знают, в какую сторону думать. Тут можно применить еще несколько методов.

Чтобы обеспечить эффективное времяпровождение, можно всем предполагаемым участникам за день до этого рассказать о задаче и попросить их поразмыслить над вопросом дома, после работы. И все свои мысли записать на бумажку.

mozgovoy shturm primer

роме того, можно одного человека подготовить к этому заранее и попросить его хвалить участников за каждое выдвинутое ими предложение, комментируя их слова, что это довольно умный или проницательный ход. Таким образом, он позволит им поверить в свои силы и более уверенно высказывать свои мысли.

Преимущества мозгового штурма перед индивидуальным собеседованием

Когда руководитель разговаривает со своим помощником, прося у него совета, последний чувствует на себе немалую ответственность и из-за этого пытается предложить что-то понятное и наиболее разумное. А когда над этим же самым вопросом работает сразу несколько человек (при чем, они знают, что могут предлагать все, что душе угодно), они понимают, что каждая из всех прозвучавших идей вовсе не будет принята, а потому ведут себя смелее.

Более того, когда после такого совещания будет принято окончательное решение, сотрудники будут выполнять его с большой заинтересованностью, зная, что сами повлияли на его формировании.

Однако психологи предупреждают – слишком часто или слишком долго проводить мозговой штурм не стоит. Некоторые люди могут настолько вовлекаться в процесс придумывания идей, что в итоге перестанут работать, думая только о том, чтобы еще такого предложить.

Метод мозгового штурма может быть применен для решения очень многих задач. А потому он используется компаниями самых разных профилей и направлений оказания услуг. Кроме того, в последнее время его начали проводить даже в режиме он-лайн с сохранением анонимности участников, что делает его еще более эффективным.

1921
Добавить комментарий